Служба медиации

Современное развитие общественных отношений диктует необходимость внедрения и активного применения новых форм разрешения конфликтов, использующих в качестве основного механизма их урегулирования добровольное волеизъявление сторон, направленное на устранение причин спора, восстановление нарушенного субъективного права. Практика показывает, что решение по спору, урегулированному сторонами добровольно, исполняется ими быстрее и активнее, без необходимости применения законных мер принуждения. Немаловажную роль в развитии института медиации, как альтернативного способа разрешения конфликта, играет процесс интеграции метода в повседневную практику  жизни, направленный не столько на урегулирование конкретных конфликтов, сколько на их предотвращение, обучение учащихся навыкам разрешения споров путем активных переговоров, воспитание правосознания и интеграцию подростков во взрослую жизнь.

Понятие медиации

Правовой акт о медиации в достаточном объеме регламентирует процедурные вопросы организации процесса медиативных переговоров, определяет правовое положение метода в системе способов защиты гражданских прав, устанавливает сферы его применения. Суть медиативного способа урегулирования спора заключается в предоставлении сторонам максимальных возможностей для принятия решения самостоятельно, без участия стороны, обладающей полномочиями арбитра, постановляющей решение своей волей. С этой целью закон вводит между сторонами фигуру посредника (медиатора), задачей которого является обеспечить сторонам возможность выслушать друг друга, понять и договориться. Медиатор не принимает решения, но способствует его достижению.

Принципы медиации

Основу медиации составляет принципы добровольности и сотрудничества. Заставить человека вступить в медиативные переговоры нельзя, понудить сотрудничать тоже. Только самостоятельное принятое стороной спора решение позволяет запустить механизм и достичь главной цели – разрешить конфликт. В этом состоит и одно из основных отличий медиации от разрешения спора в судебном учреждении.

Сфера применения

Закон ограничивает возможность применения медиативных процедур. Прибегнуть к разрешению разногласий путем организованных и контролируемых переговоров можно только, если они вытекают из гражданских, семейных или трудовых отношений (за исключением коллективных трудовых споров). В иных правоотношениях такой способ урегулирования конфликтов неприменим. Вторым ограничением является узкий состав участников спора. Медиация возможна только, если предметом спора являются взаимоотношения его участников. Если спор затрагивает интересы третьих лиц или публичные отношения, медиация неприменима.

Приказ о создании службы медиации и назначении куратора

Положение о службе медиации